Лето - 2020

Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2020 году

Одной из ведущих задач учреждений образования является формирование у подрастающего поколения готовности к полноценной жизни и реализации в социуме. Положения Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяют приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования, реализующие программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создают условия не только для полноценного отдыха и оздоровления, но и условия, обеспечивающие разностороннее социальное развитие воспитанников.

Организация отдыха и оздоровления детей регламентируется нормативными правовыми актами, организационными документами и локальными актами, документами по организации образовательно-оздоровительного процесса, а также документами, обеспечивающими безопасное пребывание детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность воспитательно­оздоровительных учреждений образования и вопросы оздоровления детей, указаны в официальных источниках. Особое внимание необходимо обратить на недавно принятые нормативные правовые акты. Так, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 190 от 27 декабря 2019 года утверждена Инструкция о порядке направления педагогических работников и условиях оплаты их труда при оздоровлении детей, которая определяет порядок направления педагогических работников для реализации образовательных программ, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, в санаторно-курортные или оздоровительные организации, воспитательно-оздоровительные учреждения образования и условия оплаты труда этих педагогических работников.

В информационно­поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие различные вопросы образования, в том числе и вопросы оздоровления детей.

Нормативные правовые акты, инструктивно­методические и иные материалы по вопросам организации воспитания и оздоровления детей в воспитательно­оздоровительных учреждениях образования размещены на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы», на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by в разделе «Для специалистов», на сайте учреждения образования «Национальный детский образовательно­оздоровительный центр «Зубренок» http://zubronok.by в разделе «Оздоровительным лагерям», на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения http://www.rco.by в разделе «Документы».

В этой связи особое внимание должно быть уделено формированию локальной нормативно-правовой базы воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

Важными локальными документами в нормативном правовом обеспечении деятельности оздоровительных лагерей являются договоры об оказании услуг по оздоровлению (с законными представителями воспитанников, организациями), в которых прописаны основные моменты организации оздоровления и в том числе дисциплинарной ответственности воспитанников. В каждом воспитательно-оздоровительном учреждении образования должны быть разработаны и утверждены требования к пребыванию воспитанников в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и алгоритм действий в вопросах учета детей (постановка на питание вновь прибывших, снятие с питания выбывших (в том числе и временно).

Сложившаяся перед началом летней оздоровительной кампании эпидемиологическая ситуация требует особого подхода к подготовке локальной нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность сотрудников и воспитанников оздоровительного лагеря по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил. С целью минимизации риска возникновения и распространения вирусных и других инфекций рекомендуется подготовить и утвердить планы дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности и здоровья воспитанников, сотрудников воспитательно-оздоровительных учреждений образования, прописав четкий алгоритм действий в период осложнения эпидемситуации: организационные меры (разобщение воспитанников на малочисленные группы, разобщение сотрудников при выполнении работ, изменение режима работы столовой, внесение изменений в режим уборки, проветривания и дезинфекции помещений, обеспечение ежедневной термометрии сотрудников и оздоравливающихся детей и т.д.), медицинская помощь (подготовка резервных изоляторов, оборудование дополнительных постов круглосуточного медицинского наблюдения, обеспечение обучения врачей и среднего медицинского персонала, обеспечение непрерывного запаса лекарственных средств, средств индивидуальной защиты, дезинфекционных и антисептических средств и др.), воспитательная работа (организация воспитательной работы по группам из 3-4 отрядов с учетом мест проживания, изменение режима работы объединений по интересам, ограничение на проведение массовых мероприятий и др.), информационная работа (проведение с воспитанниками информационных часов «Эпидрежим», обучение детей и сотрудников правилам поведения в период неблагоприятной эпидситуации, выдача воспитанникам и сотрудникам памятки по соблюдению эпидрежима, размещение в наиболее посещаемых местах санбюллетеней, увеличение количества родительских собраний в режиме онлайн-конференции, размещение на сайте учреждения информационных материалов и видеосюжетов-отчетов о жизнедеятельности детей в оздоровительном лагере и др.), контроль (ежедневный мониторинг соблюдения эпидрежима и анализ заболеваемости детей и сотрудников, контроль за состоянием работы по соблюдению плана дополнительных мероприятий и др). При подготовке данной документации рекомендуется изучить информационные материалы на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/COVID-19/).

С целью обеспечения безопасного отдыха детей еще до начала летней оздоровительной кампании необходимо организовать целенаправленную работу по формированию у сотрудников и воспитанников оздоровительных лагерей представлений и четких установок о необходимости соблюдения мер безопасности, по обучению действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Рекомендуется подготовить памятки «Безопасное лето», в которых необходимо прописать основные правила безопасного пребывания в лагере и раздать их детям и родителям еще на этапе подготовки к поездке в оздоровительный лагерь, а также разместить вместе с требованиями к пребыванию воспитанников в оздоровительном лагере на сайте учреждения образования или на других доступных электронных ресурсах.

Обучающие беседы с воспитанниками по вопросам безопасного пребывания необходимо фиксировать в педагогической и иной документации. С учетом нахождения ряда оздоровительных лагерей в непосредственной близости от водоемов, необходимо провести работу по подготовке мест для купания детей (наличие заключения), а также документально определить порядок организации купания детей.

Особое внимание следует обратить на соблюдение правил безопасности при проведении экскурсий, походов, спортивных соревнований, других мероприятий. Перед их проведением необходимо организовать беседы с воспитанниками о соответствующих мерах безопасности, подготовить локальную нормативно-правовую документацию.

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников должно стать неотъемлемой частью содержания воспитательной работы в оздоровительном лагере. Целесообразно включать в планы воспитательной работы оптимальные приемы, методы и формы работы по данному направлению в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников должно быть направлено не только на приобретение воспитанниками знаний, но и развитие умений действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Необходимо организовать проведение в первые дни пребывания детей в лагере обучающих игровых ситуаций, направленных на формирование установок безопасного пребывания в лагере («X-фактор», «ТОМ – тропа опасных мест», «Безопасный тур», «Свой, чужой, знакомый»,   «Игротека Бравого Пожарного» и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на информационную работу, направленную на профилактику распространения COVID-19 (информинутки «Чистые руки – твоя защита», «Когда поможет маска», «Как защититься от COVID-19», «Короновирус: что нужно знать», фестиваль социальных роликов «Проведи лето ЗДОРОВО», конкурс санбюллетеней «В царстве гигиены» и т.д.).

Актуальной остается организация воспитательно-профилактической работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, употребления ими наркотических и психотропных веществ: информационные часы; конкурсы и выставки плакатов и рисунков, тематических буклетов; тематические беседы с приглашением психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов; демонстрация видеоматериалов; акции; тематические дискуссии и т. д.

Следует обратить внимание на максимальное обеспечение разумной занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Обучение молодежи адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению, подготовке подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе должно стать частью воспитательной работы в оздоровительном лагере. Целесообразно организовать работу по регламентированному использованию гаджетов в оздоровительном лагере.

В организации работы по формированию у воспитанников ответственного отношения к своему здоровью особое внимание необходимо уделить обучению основам респираторного этикета, реализации профилактических программ, направленных на нераспространение вирусных инфекций, принять организационные меры по обеспечению здоровьесберегающего образовательно-оздоровительного пространства.

Медико-педагогическим сообществом воспитательно-оздоровительного учреждения образования должны быть приняты все меры по созданию единого воспитательно-оздоровительного пространства, которое будет способствовать расширению адаптационных возможностей организма, укреплению физического, психического, нравственного здоровья, формированию мотивации здоровья и здорового образа жизни, воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.

Для этого на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, рекомендуется разработать программы оздоровления детей в каждом оздоровительном лагере, которые должны включать основные направления реализации мероприятий по оздоровлению детей: качественное медицинское сопровождение, здоровьесберегающая организация воспитательного процесса, широкое использование природно-рекреационных ресурсов. Необходимо акцентировать внимание воспитанников на рациональном режиме дня, сна и отдыха, питания, психоэмоциональном здоровье, обучать методам и средствам профилактики простудных и инфекционных заболеваний. При подготовке данных программ необходимо подключать к их разработке специалистов системы здравоохранения.

Одним из важнейших направлений формирования здорового образа жизни в оздоровительном лагере является физкультурно-оздоровительная работа. Следует постоянно проводить работу по популяризации физкультуры и спорта среди воспитанников, используя наряду с традиционными формами работы (спортландия, спартакиада, спортивные соревнования  и т.п.), такие как спортивные праздники («Беларусиада», «Спорт-шоу», «Большой спортивный праздник» и т.п.), тематические спортивные дни по определенным видам спорта, соревнования по нетрадиционным видам спорта, не требующих особых материальных затрат (фрисби, футбэг, петанк и др.).

При проведении информационных мероприятий с воспитанниками рекомендуется обратить их внимание на интернет­портал о здоровом образе жизни «Здоровые люди», который реализуется Министерством здравоохранения на базе издания «Медицинский вестник» (https://24health.by/).

При планировании воспитательной работы стоит еще раз обратиться к инструктивно-методическому письму «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году», в котором определены приоритеты в идеологической и воспитательной работе.

Многие вопросы по организации летнего оздоровления детей нашли отражение в методических рекомендациях в помощь организатору летнего отдыха, выпускаемых в прошлые годы. Рекомендуется просмотреть данные документы перед началом оздоровительной кампании. (http://zubronok.by/metod_rabota/norm_prav).

В мае 2020 года наша страна отметила 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2019-2020 гг. реализуются мероприятия республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!», в период летней оздоровительной кампании эту работу необходимо продолжить.

В планах воспитательной работы воспитательно-оздоровительных учреждений образования должны найти отражение общелагерные и отрядные формы работы, позволяющие расширить представление и знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны, о героях войны, что будет способствовать формированию таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм (например, информационный час «Юные герои Великой Отечественной войны», беседа у костра  «Всем Вам, кто вынес ту войну – поклон и память поколений», викторина «Память благодарных сердец», виртуальная экскурсия «Дорогами памяти – дорогами мира», дискуссия «Время думать», конкурс рисунков «Солдаты мая, слава вам навеки», вечер памяти «Далекому мужеству верность храня» и др.).

В рамках мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, рекомендуется включить учащихся в организацию и проведение специальных туристических маршрутов по местам боевой славы. По мере возможности, организовать посещение детьми экспозиций в региональных и школьных музеях. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (http://www.warmuseum.by/) предлагает услуги по проведению онлайн-лекций по истории Великой Отечественной войны.

Рекомендуется при подготовке и проведении воспитательных мероприятий акцентировать внимание на вклад всех стран бывшего Советского Союза в победу над немецко-фашистскими захватчиками, обратив внимание, что 2020 год в СНГ по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств объявлен Годом      75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Тематика реализуемых в оздоровительных лагерях проектов и программ формируется в соответствии с календарем знаменательных дат, государственных праздников и иных памятных мероприятий (Приложение).

Особое внимание стоит уделить организации празднования Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики). Акцент в этот день необходимо сделать на формы работы, позволяющие знакомить воспитанников с достижениями нашей страны за годы независимости. Это могут быть: информационные часы «Беларусь успешная» и «Ими гордится независимая Беларусь», викторина «Знаете ли вы Беларусь?», конкурс эссе «Горжусь моей Беларусью», проектные площадки «Откроем Беларусь для молодежи мира» и др. С целью популяризации белорусской культуры в это день можно организовать ряд творческих мероприятий: игровая площадка «Кола беларускіх гульняў», творческий конкурс «Табе, мая любая Беларусь», музыкальный час «Вянок беларускіх песень», вечерний костер «Вячоркi каля вогнішча», дискотека «Беларускі карагод» и т.д. К данному празднику рекомендуется приурочить проведение благотворительных акций «Забота», «Милосердие», «Письмо ветерану» и др.

При подготовке мероприятий этого дня рекомендуется воспользоваться информационными материалами, размещенными на официальном сайте Республики Беларусь (https://www.belarus.by/).

Особое внимание в период летней оздоровительной кампании стоит обратить на организацию работы тимуровских и молодежных волонтерских отрядов, шефство над участниками Великой Отечественной войны, а также лицами, приравненными к ним, инвалидами, семьями погибших военнослужащих.

Тематика Года малой родины должна найти свое отражение в реализуемых проектах, проводимых формах работы. Акцент должен быть сделан на активное вовлечение воспитанников в социально-значимые акции, направленные на дальнейшее развитие регионов.

Особое внимание при планировании воспитательной работы необходимо обратить на поддержку молодежных бизнес-идей по развитию малой родины, организовав проведение таких конкурсов, как «Малая родина – большое будущее», «Формула успеха малой родины», «Наши успехи – успехи моей родины», «Мои идеи для малой родины», «Малая родина – успешный старт» и т.д.

В 2020 году впервые по инициативе Республики Беларусь состоялось празднование Международного дня делегата, учрежденного Генеральной Ассамблеей ООН. В год празднования        75-летия вступления Беларуси в состав Организации Объединенных Наций рекомендуется запланировать проведение воспитательных мероприятий, приуроченных к данной дате (например, информационный час «Беларусь – государство-учредитель ООН», «75 лет мира и безопасности» и т.п.). Информируя воспитанников о деятельности данной организации, рекомендуется обратить внимание воспитанников на Цели устойчивого развития и успехи нашей страны в их достижении (например, информинутки «Цели устойчивого развития – стратегия планеты Земля»). Подробную информацию можно найти на сайте http://sdgs.by/.

При планировании воспитательной работы, выборе заочных экскурсионных маршрутов, разработке сценариев различных мероприятий необходимо учитывать годовщины знаменательных событий истории и культуры Беларуси, юбилейные даты белорусских писателей и поэтов: 180 лет со дня рождения Франтишка Богушевича, 100 лет со дня рождения Алексея Пысина, 100 лет со дня рождения Кузьмы Чорного, 115 лет со дня рождения Петруся Бровки, 120 лет со дня рождения Владимира Дубовки и др.

В 2020 году отмечается ряд юбилейных дат со дня первой публикации многих известных литературных произведений: 425 лет со времени публикации трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1595), 235 лет – «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распэ (1785), 155 лет со времени публикации сказочной повести «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1865), 150 лет со времени издания романа «20 000 лье под водой» Ж. Верна, 65 лет со времени публикации повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (1955), 55 лет со времени выхода в свет книги для детей «Незнайка на Луне» Н.Н. Носова (1965) и др. Данные «юбилеи» книг могут быть использованы для популяризации чтения среди воспитанников через использование таких форм работы как брифинг «Спроси у героя книги», виртуальное путешествие «По страницам книги с главным героем», литературный конкурс «Если бы я был автором», конкурс инсценировок «Оживи книгу», конкурс рисунков «Иллюстрируем книгу вместе», учебно-исследовательский проект «История одной книги», фото-кросс           «С книгой всегда и везде», информационный час «Библиокомпас» и др.

Особое внимание в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо уделить формированию инклюзивной культуры. Проведение инклюзивной смены в оздоровительном лагере требует как совершенствования материально-технической базы, так и создания особых педагогических условий, в которых воспитанники смогут получить бесценный опыт погружения в инклюзивную культуру, чтобы в дальнейшем транслировать его в своих учреждениях образования, в социальных отношениях в целом. При подготовке и проведении таких смен необходимо руководствоваться методическими рекомендации по организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования,  которые разработаны специалистами Института инклюзии Белорусского государственного педагогического университета (журнал  «Адукацыя i выхаванне», №11, 12, 2018 г.) и материалами пособия «Формирование инклюзивной культуры в условиях оздоровительного лагеря» (Минск: БГПУ, 2019, под. ред. Е.А. Лемех, О.Ю. Светлаковой).

Целенаправленное использование конструктивных и полезных интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения воспитательной работы в лагере будет способствовать формированию информационной культуры воспитанников. Интернет-пространство должно стать не только площадкой для развлечений, но и источником полезной информации, платформой для организации образовательного процесса в современных условиях функционирования воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

В настоящее время существует множество образовательных и познавательных интернет-ресурсов, использование которых может быть полезным в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования: информационные ресурсы Национальной библиотеки Беларуси (https://www.nlb.by/content/informatsionnye-resursy/elektronnye-informatsionnye-resursy/), виртуальные выставки Национального художественного музея Республики Беларусь (https://www.artmuseum.by/ru/vyst/virt/), виртуальные туры по выставкам Национального исторического музея Республики Беларусь (http://histmuseum.by/) и Музея истории Великой Отечественной войны (http://www.warmuseum.by/index.php/k2-tags/k2-users/virtualnyj-tur-po-muzeyu-hist-war) и т.д. Также Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубренок» и республиканскими учреждениями дополнительного образования детей и молодежи создан ряд образовательных онлайн-площадок, которые позволят организовать работу воспитанников на педагогически выверенных интернет-ресурсах (http://zubronok.by/, https://nchtdm.by/,  https://rcek.by/, https://www.rcitt.by/).

 Рекомендуется продолжить работу по созданию позитивного интернет-пространства воспитательно-оздоровительных учреждений образования: тематические онлайн-площадки для детей, педагогов и родителей, дистанционные консультационные пункты для родителей позволяют повышать результативность взаимодействия с семьей, ориентировать детей и подростков в интернет-пространстве.

Особую актуальность в настоящее время приобретают виртуальные родительские собрания. Опыт использования НДЦ «Зубренок» на протяжении последних нескольких лет данной формы взаимодействия с родителями показывает ее высокую эффективность.

Для эффективной обратной связи с родителями и воспитанниками можно использовать официальные группы в социальных сетях, особенно для размещения информационных материалов и отчетов о жизни детей в воспитательно-оздоровительном учреждении образования (примеры использования данной формы работы можно посмотреть в официальных группах НДЦ «Зубренок»: https://vk.com/zubrtoghttps://www.instagram.com/zubrenok_live/, https://vk.com/zubrpress.

С целью продвижения интернет-страниц воспитательно-оздоровительных учреждений образования на сайте НДЦ «Зубренок» возможно размещение ссылок на сайты воспитательно-оздоровительных учреждений образования (zubronok.by/ Оздоровительным лагерям / Воспитательно-оздоровительные учреждения образования Республики Беларусь).

Взаимодействие с социальными партнерами в период летнего оздоровления является неотъемлемой частью воспитательной работы. Основной задачей социального партнерства является повышение качества и эффективности образовательно-оздоровительного процесса. Социальное партнерство воспитательно-оздоровительных учреждений образования с учреждениями культуры, органами внутренних дел, структурами министерства по чрезвычайным ситуациям и иными государственными структурами должно носить характер постоянного планомерного сотрудничества на протяжении всей оздоровительной кампании. Рекомендуется во взаимодействии с партнерами разработать программы, реализацией которых будут заниматься как воспитательно-оздоровительные учреждения образования, так и учреждения, выступающие в качестве партнеров.

Рекомендуется более широкое использование дистанционных форм взаимодействия при организации работы с социальными партнерами (проведение презентационных и конкурсных мероприятий, виртуальных «круглых столов» и др.), при подготовке и реализации международных проектов с воспитательно-оздоровительными учреждениями из других стран (видеомосты, виртуальные конференции, творческие онлайн-мероприятия, заочные конкурсы и др.).

Организация работы в воспитательно-оздоровительном учреждении образования временных детских объединений наиболее массовых общественных объединений ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» должна быть организована в тесном взаимодействии с первичными организациями данных объединений в регионах. Рекомендуется организовать социально-значимую деятельность, отражающую многоплановость деятельности детских и молодежных общественных объединений (совместные социально значимые творческие проекты и акции, конференции, семинары, встречи, лекции, выставки, концерты и другие мероприятия; обучение по принципу «равный обучает равного», вовлечение воспитанников в общественно полезный труд и т.д.).

Эффективной формой работы с данными общественными объединениями является проведение профильных смен для их лидеров, участие в акциях, проектах и конкурсах, организованных ОО «БРПО» и ОО «БРСМ». Подробная информация о деятельности названных объединений размещена на портале http://brsm.by/.

Планируя работу временных объединений ОО «БРСМ» необходимо акцентировать внимание на праздновании в этом году 100-летнего юбилея комсомола Беларуси, преемником которого и является Белорусский республиканский союз молодежи, сохранивший все лучшее из наследия советского комсомола.

В связи с 25-летием установления государственной символики Республики Беларусь воспитательно-оздоровительным учреждениям образования необходимо продолжить работу, направленную на формирование уважительного отношения к государственным символам, уделив особое внимание размещению, использованию Государственного флага и Государственного герба, исполнению Государственного гимна во время торжественных мероприятий. Информация о государственной символике размещена на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by (http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvennaya-simvolika/gosudarstvennye-simvoly/).

Лето должно пройти с пользой. Это не только оздоровление и отдых, но и возможность пополнить багаж знаний, закрепить полученные на протяжении учебного года знания, практическая отработка умений. С этой целью создаются лагеря по профилю, направлению деятельности, которые востребованы в настоящее время родителями.

Важным условием их эффективного функционирования является качественная реализация программ дополнительного образования детей и молодежи по профилю смены. Разрабатывая программы, необходимо ориентироваться на типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, а также на программы, разработанные учреждениями высшего образования и республиканскими учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Рекомендуется при подготовке программ смен по профилю, направлению деятельности четко разделять досуговые мероприятия профильной тематики и занятия по программе дополнительного образования в соответствии с профилем смены, учитывать возраст воспитанников, с которыми реализуется программа, при выборе профиля программы ориентироваться на потребности воспитанников и ресурсные возможности оздоровительного лагеря.

При организации работы лагерей по профилю, направлению деятельности для старшеклассников необходимо обеспечить интенсивную проработку профильного направления за счет увеличения количества часов в программе, ухода от пропедевтических курсов к более глубоким знаниям, привлекая для проведения занятий соответствующих специалистов.

Популяризация педагогических профессий должна стать одним из важнейших направлений деятельности лагерей по профилю, направлению деятельности. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования имеют высокий потенциал для практического применения воспитанниками полученных знаний и отработки сформированных умений. Работа волонтерских педагогических отрядов в лагерях по профилю, направлению деятельности позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в педагогических классах учреждений общего среднего образования. Подготовка программ дополнительного образования детей и молодежи и организация работы в таких оздоровительных лагерях должна осуществляться в тесном взаимодействии с педагогическими учреждениями высшего образования.

Большую социальную значимость в наше время приобретает задача выявления среди детей и подростков лидеров и создание условий для развития и совершенствования их лидерских качеств. Правильно выстроенная воспитательная система оздоровительного лагеря позволяет в полной мере раскрыться лидерским качествам воспитанников. Особое внимание необходимо уделить организации работы детского самоуправления, развивая которое педагог формирует ответственность каждого ребенка за результаты общей работы. Важно обеспечить планомерную работу детского актива с использованием игровых, интерактивных и других педагогических методик, направленных на формирование лидерских, организаторских, коммуникативных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. Необходимо создавать условия для включения детского самоуправления в жизнедеятельность временного детского объединения (участие в жюри конкурсов, информирование на сборах отрядов, координация организационно-игровых проектов, подготовка отрядных и общелагерных мероприятий и др).

Должна быть продолжена активная работа по ознакомлению воспитанников с законодательством Республики Беларусь в области молодежной политики, избирательного права, повышению уровня правового сознания и формированию правильного понимания своих прав и обязанностей.

Одним из условий эффективного проведения оздоровительной кампании является методическое обеспечение подготовки и проведения летней оздоровительной кампании. Особые условия этого года способствуют активизации различных форм сетевого взаимодействия специалистов системы отдыха и оздоровления. В период подготовки к летней оздоровительной кампании                      НДЦ «Зубренок» в рамках деятельности виртуального методического объединения специалистов системы отдыха и оздоровления организовал серию вебинаров «Готовимся к лету вместе с НДЦ «Зубренок» онлайн», в ходе которых были проведены и размещены на сайт видеозанятия с методическими материалами по основным вопросам организации деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования (http://zubronok.by/metod_rabota/omr_v_uorb_news). Также в период летней оздоровительной кампании НДЦ «Зубренок» планирует организацию работы консультационной онлайн-площадки как по предложенным центром темам, так и по запросам воспитательно-оздоровительных учреждений образования, вебинаров с презентацией наиболее успешных практик деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Подробная информация размещена на сайте НДЦ «Зубренок» http://zubronok.by/Оздоровительным лагерям.

Однако требует внимания планомерная работа по изучению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта специалистов других воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Использование современных информационных технологий позволяет организовать данную работу с использованием электронных вариантов таких форм как методическая копилка, портфолио педагога, банк интересных идей и т.п. Актуальными будут и организации онлайн-трансляций мероприятий, подготовленных опытными педагогами, организация межлагерных педагогических конференций, мастер-классов, педагогических чтений и т.д.

В период летней оздоровительной кампании запланировано проведение республиканской акции «Лето на здоровье», основной акцент в которой сделан на организацию здоровьесберегающего отдыха детей.

Центральным мероприятием республиканской акции станет фестиваль оздоровительных лагерей «Выбор лета – здоровье и успех» в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», который состоится в августе 2020 года. Задача данного фестиваля – презентация инновационных форм организации воспитательной и оздоровительной работы в оздоровительных лагерях.

Конкурс педагогического мастерства специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Формула здорового лета», в котором планируется участие педагогических команд и ведущих педагогов из всех регионов Беларуси, пройдет в НДЦ «Зубренок» в октябре 2020 года.

Состоится республиканский, ставший уже традиционным, смотр-конкурс на лучший оздоровительный лагерь в номинации «Новые модели организации детского отдыха «Сделаем лето ярче».

Запланировано проведение и ряда дистанционных заочных конкурсов для педагогов и воспитанников воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

Подробная информация размещена на сайте НДЦ «Зубренок» http://zubronok.by/Оздоровительным лагерям. 

Приложение 1

Нормативное правовое обеспечение деятельности воспитательно­-оздоровительных учреждений образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно­курортном лечении и оздоровлении населения»
  3. Закон Республики Беларусь «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей»
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время»
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно­оздоровительном учреждении образования»
  9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно­оздоровительного центра, оздоровительного лагеря»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарноэпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций»
  13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивно­оздоровительном лагере»
  14. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта»
  15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»
  16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»
  17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»
  18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»
  19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2019 № 3­3­15/4833 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями»
  20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей»
  21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 31.03.2020 № 18­о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2020 году»
  22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 30.03.2020 № 16­о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях на 2020 год»
  23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»
  24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе
  25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
  26. Концепция детского отдыха и оздоровления

Приложение 2

Календарь государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней 2020 года

Июнь

1 июня – Международный день защиты детей.

1 июня – Всемирный день родителей.

3 июня – Всемирный день велосипеда.

4 июня – Международный день невинных детей — жертв агрессии.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

6 июня – День русского языка в ООН.

8 июня – Всемирный день океанов.

9 июня – Международный день друзей.

14 июня – День работников легкой промышленности Беларуси.

14 июня – Всемирный день донора крови. Международный день блогера

15 июня – Всемирный день ветра.

17 июня – Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

20 июня – Всемирный день беженцев.

21 июня — День медицинских работников Беларуси.

21 июня – Международный день йоги. Всемирный день гидрографии. Международный день скейтбординга

22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

23 июня – Международный Олимпийский день.

25 июня – День дружбы и единения славян.

25 июня – Международный День моряка.

26 июня – День работников прокуратуры Беларуси.

26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

27 июня – Всемирный день рыболовства.

27 июня (последняя суббота июня) – День изобретателя и рационализатора в Беларуси

28 июня (последнее воскресенье июня) — День молодежи Беларуси.

30 июня – День экономиста Беларуси, Международный день астероида.

Июль

3 июля – День Независимости Республики Беларусь (День Республики).

4 июля (первая суббота июля) – День кооперации в Беларуси.

5 июля (первое воскресенье июля) – День работников водного транспорта Беларуси.

11 июля – Всемирный день народонаселения.

11 июля – Всемирный день шоколада.

12 июля – Всемирный день бортпроводника.

12 июля (второе воскресенье июля) – День работников налоговых органов Беларуси.

20 июля – Международный день шахмат.

19 июля (третье воскресенье июля) – День металлурга Беларуси.

25 июля – День пожарной службы Беларуси.

26 июля (последнее воскресенье июля) – День работников торговли в Беларуси.

30 июля – Международный день дружбы

30 июля – Всемирный день борьбы с торговлей людьми.

Август

2 августа – День железнодорожника Беларуси.

5 августа – Международный день светофора.

8 августа – Международный день альпинизма

9 августа – Международный день коренных народов мира.

9 августа (второе воскресенье августа) – День строителя Беларуси.

12 августа – Международный день молодежи.

15 августа – День археолога.

19 августа – Всемирный день гуманитарной помощи. Всемирный день фотографии.

21 августа – Международный день памяти жертв терроризма.

29 августа – Международный день действий против ядерных испытаний.

30 августа – День шахтера (последнее воскресенье августа).

свернуть

Рекомендации по безопасному поведению в летнее время

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма - одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители - ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком любого возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Вот основные правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность поведения на воде

Главное условие безопасности - купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Даже если ребенок уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно следите за ним и не упускайте его из виду. Не разрешайте купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды. В воде дети должны находиться в движении, при появлении озноба немедленно выйти из воды. Расскажите ребёнку, что нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

- игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или "прятаться" под водой);

- категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для этого местах;

- нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

- не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

- не следует звать на помощь в шутку.

Безопасное поведение в лесу

Прогулка в лес - это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую».

Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Опасная высота

Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплён, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.

Безопасность при общении с животными

Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки.

Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни - лишаи, чесотка, бешенство.

После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред. Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса или пчела. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской косметикой с сильными ароматами, чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами.

Защищаться от солнца.

Познакомьте ребенка с солнцезащитным кремом и объясните, для чего и как часто им пользоваться. Не забывайте про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

При жаре населению рекомендуется:

  • днём закрывать окна ставнями и шторами, и открывать их только на ночь. По возможности, в часы наибольшего повышения температуры, необходимо оставаться дома и пользоваться кондиционером;
  • ежедневно выпивать 1,5-2 литра воды, избегать употребления алкоголя, а также напитков, содержащих кофеин и большое количество сахара;
  • носить головной убор и одежду светлых тонов, ограничить пребывание на солнце;
  • ежедневный рацион питания изменить в пользу летних салатов, минеральной воды, соков и холодных супов.
  • Водителям не рекомендуется садиться за руль в солнцепёк, если автомобиль не оборудован кондиционером.

Одеваться по погоде и ситуации.

Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей -"дышащую" и свободную. Расскажите ребёнку о том, что в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, потому что это может защитить от укусов насекомых. Для игр на детской площадке одежду следует подбирать без тесёмок на футболках и платьях, без шнурков продетых в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

Действия при сильном ветре

Если предупреждение о сильном ветре застало вас на улице, стоит немедленно укрыться в подъезде или любом другом помещении. Находясь в дачном доме или в квартире:

  • закройте все окна, проверьте надёжность их закрытия;
  • включите радио или другие средства, позволяющие вам быть в курсе событий;
  • по возможности выключите электричество и газ, перекройте водопровод.

Помните:

  • подходить к розеткам, трубам и проводам крайне нежелательно;
  • самые безопасные места - места удалённые от окон, коридоры, встроенные шкафы;
  • при выходе на улицу после прекращения бури будьте внимательными, не подходите к оборванным проводам, к раскачивающимся вывескам, к косо стоящим столбам и другим сооружениям, вызывающим у вас сомнение.

О пожаре в лесу

  • Не разводите костёр в сухом лесу или на торфянике. Не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу.
  • Никогда не оставляйте костёр без присмотра! Приготовленное про запас топливо держите метрах в трёх-пяти от горящего костра.
  • Если пожар только-только начинает разгораться, попытайтесь сбить пламя веником из зелёных веток или забросать его землёй. Сообщите о произошедшем в ближайший населённый пункт или лесничество.
  • Если пожар сильный, ваша задача - как можно быстрее покинуть опасное место.
  • Избегайте бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.
  • Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

Туман

Туман представляет опасность для участников дорожного движения. Для начала следует подумать: а стоит ли вообще ехать в непроглядной мгле на автомобиле? Если есть возможность подождать или воспользоваться другими видами транспорта, то лучше так и сделать.

При движении в тумане скорость следует выбирать исходя из видимости, необходимо включать габаритные огни или противотуманные фары, нельзя включать дальний свет.

При движении на автомобиле в тумане следует отказаться от лишних перестроений и обгонов.

Важно учитывать, что туман скрадывает расстояние - целесообразно увеличить обычную дистанцию.

Скорость движения в тумане должна быть значительно ниже скорости при ясной погоде.

Следует избегать внезапных торможений: при необходимости остановки скорость нужно снижать плавно.

Гроза

Если вас застала гроза:

  • избегайте отдельно стоящих деревьев;
  • работая в поле, оставьте металлические орудия труда;
  • не стойте под раскрытым зонтом;
  • не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;
  • отключите сотовый телефон (были случаи, когда входящий звонок был причиной попадания молнии);
  • если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;
  • держитесь подальше от высоких металлических конструкций;
  • не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоёма;
  • ложиться на землю нельзя, так как земля является хорошим проводником электричества и молния может попасть в неё;
  • старайтесь не оказаться самой высокой точкой на местности.

Сильный дождь

Если сильный дождь застал вас в движущемся автомобиле, снизьте скорость или остановитесь.

Проявляйте особую осмотрительность при подъезде к перекрёсткам с грунтовыми дорогами, а также при съезде на обочину.

При сильном дожде следует перемещаться с включёнными фарами. Если из-за слоя воды на лобовом стекле видимость недостаточна, остановитесь и переждите дождь.

Отслеживайте информацию в СМИ об участках дорог, наиболее подверженных затоплению в вашем населённом пункте. В сильный дождь корректируйте маршрут своего движения, чтобы избежать мест с большим скоплением воды.

Пешеходам также следует проявлять особую осторожность. Помните, что вас очень плохо видно во время дождя. Перебегая улицу в неустановленном месте, вы не только подвергаете свою жизнь опасности, но и создаёте дополнительные трудности водителю. Лучше промокнуть под дождём, добираясь до ближайшего пешеходного перехода или регулируемого перекрёстка, чем спровоцировать аварийную ситуацию на дороге.

Град

Как себя вести во время крупного града?

Если вы перемещаетесь на автомобиле, то необходимо прекратить движение. Если поблизости нет подходящего укрытия (мост, эстакада, крытая стоянка), то убедитесь, что вы не находитесь посреди проезжей части и, по возможности, прижмитесь ближе к её краю. Ни в коем случае не покидайте автомобиль во время града.

Если вы находитесь в автомобиле, то желательно развернуться к окну спиной и прикрыть глаза руками или одеждой.

Если град застал вас в помещении, то держитесь как можно дальше от окон и не выходите из дома. Не пользуйтесь электроприборами, так как град   обычно сопровождается грозовой деятельностью.

Если град застал вас на улице, то постарайтесь выбрать укрытие, в противном случае защитите голову от ударов градин.

Не пытайтесь найти укрытие под деревьями.

Выбирать безопасные игровые площадки.

Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным возрастом, напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении во время катания. Расскажите ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность, так как можно получить ожог.

Отдых с компанией.

Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей, которые разделяют ваши интересы. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.

Мыть руки перед едой.

Необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, чтобы избежать инфекций. Также нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.

Режим дня.

Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

Пить достаточно воды.

При активных играх нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в особенно жаркие дни нелишним будет распылять воду на тело. Выходя из дома с детьми, держите в сумке стандартный летний набор: вода, солнцезащитный крем, мини-аптечка, головной убор и не портящиеся закуски.

Питание.

Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, не принесут здоровья вашему ребенку.

Подвижные игры

Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх.

Игры с родителями - это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы.

Занятия с детьми.

Если вы занимаетесь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы.

Телевизор и компьютер.

Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, купайтесь, катайтесь на велосипеде, играйте в футбол. Лето - это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

Особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ежедневно повторяйте ребёнку:

  • Не уходи далеко от своего дома, двора.
  • Не бери ничего у незнакомых людей на улице.
  • Не гуляй до темноты.
  • Обходи компании незнакомых подростков.
  • Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
  • Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
  • Не открывай дверь чужим людям.
  • Не садись в чужую машину.

-   На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

  • Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
  • В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Правила обеспечения безопасности ребёнка дома:

  • не оставляйте ребёнка одного в квартире;
  • не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
  • заблокируйте доступ к розеткам;
  • исключите контакты ребёнка с газовой (электрической) плитой и спичками.
свернуть